Голландский дизайн

Голландский дом: стиль в интерьере Нидерландов, проект в современной сельской архитектуре домика, кухни и ландшафтный дизайн Голландии

Голландский дизайн

Всё больше людей в мире, выбирая проект дома, склоняются в сторону простоты, уюта с одной стороны, и практичности – с другой.

В этом смысле голландский стиль подходит лучше всего: в архитектуре и дизайне интерьера сочетаются максимальная функциональность и комфорт домашнего очага.

Вместе с тем голландский стиль – это красивые загородные домики, с рельефными участкам и пёстрыми коврами цветов.

История возникновения голландского стиля

Голландский стиль формировался во время золотого века развития искусства Нидерландов (XVII в.). Расцвет его пришёлся на период с 1625 по 1665 годы, и доминировал он в архитектуре Соединённых провинций.

В это время в стране бурно развиваются все области художественного творчества и формируются мощные школы.

Здесь работают такие видные архитекторы, как Хендрик де Кейзер, Якоб Ван Кампен, Юстус Фингбоонс, создавшие замечательные памятники и произведения архитектуры.

Главный принцип архитектуры Голландии – функциональность – был обусловлен сложными природно-климатическими условиями, а также дефицитом площадей для строительства. Этот стиль имеет нечто общее с советским констуктивизмом и с стилем шале.

 Большая часть почвы в стране – болотистая, зыбкая, поэтому основной упор строителей делался на прочность оснований сооружений. Что касается критериев красоты в архитектуре и дизайне, то они эволюционировали вместе со сменой культурно-исторических и политических условий, формировавших стилевые тенденции в строительстве.

Итак, польза, прочность и красота стали основой того, что стало называться Голландским художественным стилем.

Однако голландцы всё время путешествовали, тем самым перенимали многие тенденции из других стран, в частности из Англии, Франции, Германии и Италии.

Национальные традиции, сохранившиеся от средневековья, для жителей Нидерландов всегда имели первостепенное значение, однако они активно пропускали через себя и внешние влияния.

Общие стилевые тенденции в искусстве, особенно Эпоха Ренессанса, классицизма и барокко, нашли отражение в искусстве голландцев и вместе с тем получили свою трактовку.

Современное направление Голландии

Сегодня голландский стиль в интерьере предпочитают те, кто не любит сложных дизайнов, но стремится к уюту, теплу и простоте. Северная, немного загадочная страна всегда ассоциировалась с историями о мореплаваниях и тюльпанами. Именно поэтому в голландском стиле чётко прослеживаются две тенденции: морские и флористические элементы в интерьере.

Современный интерьер в голландском стиле можно узнать по одной характерной особенности: отделка дома изнутри и снаружи красным кирпичом. Этим экологически чистым материалом часто декорируют отдельные зоны в прихожей, гостиной или на кухне.

Другой чертой стиля является использование керамической плитки различных размеров. В настоящее время облик голландских городов меняется, причем довольно стремительно. Однако при всей динамичности и модернизации архитектурное направление всё так же верно своим историческим традициям. К ним можно отнести деревянные ставни, оригинальное оформление окон, системы водостоков.

Голландская стилистика подходит для оформления загородного дома или дачи. Кусочек Нидерландов можно сотворить не только в доме, но и на участке.

Ландшафтный дизайн – сады

Ландшафтный дизайн в голландском стиле пользуется особой популярностью, особенно если участок небольшой. Растения, использующиеся для обустройства дворика и сада, неприхотливы и подойдут для нашего климата. Свободная планировка, пасторальный колорит естественно впишутся в загородное пространство.

Несмотря на дефицит земельных участков, голландские сады яркие и жизнерадостные, благодаря использованию пёстрых цветов, как бы пятнами разбросанных на ухоженном газоне. Очень распространены вечнозелёные карликовые деревья и кустарники: они не занимают много места и не затеняют остальные растения. Травянистые многолетники, миксбордеры придают нарядность в любое время года.

На ровных участках применятся вертюгадены и булингрины (искусственные возвышения) для придания рельефности ландшафта. Это позволяет создавать террасы и водопады.

Внутренние дворики декорируются садовыми предметами (тачка в качестве кашпо для цветов, декоративный колодец, глиняный горшок, скульптуры животных и др.), что даёт возможность имитировать сельскую местность.

Для дорожек используется натуральный камень или декоративное мощение. Также уделяется внимание обустройству беседок, увитых вьющимися растениями.

Вся эта красота практически не прикрывается забором, разве что живой изгородью.

Архитектура: старинные домики, фасады

Путь развития голландской архитектуры определялся специфическими природными условиями и общественным укладом. Жители постоянно вынуждены были вести борьбу с океаном, грозившим затопить часть страны. Это привело к строительству различных дамб и плотин, шлюзов и каналов.

Большим городам (Амстердам, Гарлем) присущи обилие воды, зелени, своеобразный вид зданий, спускавшихся почти к самой воде.

Городские постройки (ратуши, торговые ряды, биржи, бюргерские дома) с высокими, крутыми кровлями, многоярусными фронтонами на фасадах строились из красного кирпича и традиционно отделывались белым камнем.

Вторая половина XVII века – пора расцвета классицизма в стране. Голландский вариант его был более упрощённым и сухим. Также не прошли мимо Нарышкинского стиля, Барокко и Готика в архитектуре  Голландии, однако роскошь и красота этих стилей приобрели у голландцев более функциональную направленность.

Большая часть зданий в Нидерландах поражает своим наклоном. Некоторые из них наклонены вперёд, другие, наоборот, заваливаются назад. Эффект асимметрии заметен повсюду невооружённым глазом. Это объясняется спецификой почвы: территория очень заболочена и в неё трудно вбить сваи.

Здания в основном трёхэтажные, с полуподвалами и высокими потолками. Все строения отличаются своей плотностью. Фронтоны зданий, как правило, выполнены в треугольном стиле с разделениями на ярусы. Кирпичная кладка контрастирует с белым камнем.

Встречаются элементы резного декора и лепнины.

Интерьер: проекты домов

Голландский стиль в интерьере отличается умеренностью и простотой, удобством и максимальной практичностью. За каждым предметом и элементом скрывается высокая функциональность. Помимо того, особенностью нидерландцев стала их любовь к необычным вещам, экзотике.

Комната в голландском стиле сразу становится узнаваемой по таким признакам, как:

  • большие окна, грубые фактурные стены;
  • морская тема в оформлении (глобусы, карты, штурвалы, морские пейзажи, корабли, что сильно напоминает средиземноморский стиль);
  • использование символики Нидерландов (тюльпаны, сабо, мельницы);
  • керамическая плитка с тематическим узором;
  • бело-голубая посуда («синий Дельфт»);
  • простая деревянная мебель.

Цветовая гамма

Дома в голландском стиле светлые, с яркими, жизнерадостными акцентами жёлтого и синего цветов. Характерная цветовая гамма: белый, синий, голубой, светло-серый, жёлтый, зелёный, коричневый, кирпичный. Распределение оттенков во многом зависит от назначения комнаты.

Кухня отлично смотрится в коричневых тонах. Для спальни больше подойдут бежевые и в целом светлые оттенки. Гостиную лучше оформить в жёлтом цвете с использованием кирпичной кладки для декорирования зон у камина и окон.

Ванную комнату лучше отделать плиткой в бежевых тонах с розовыми и голубыми вкраплениями.

Материалы

Предпочтение отдаётся натуральным материалам (дерево, камень, керамика, стекло, кирпич). Их можно интересно комбинировать. Типичным примером служит сочетание кирпичной кладки с гранитной штукатуркой.

Пол и стены

Самая яркая особенность голландского интерьера – отделка стен помещений красным кирпичом, который замечательно сочетается с современной техникой и мебелью. С помощью кирпичной кладки можно разделять пространство помещения на зоны.

Большое внимание уделяется потолку. Здесь необходимо закрепить деревянные балки, совпадающие по цвету с оттенком пола. Если же высота потолка не позволяет крепление балок, то его оставляют чисто-белым.

Для пола подойдёт деревянный паркет тёмного цвета (или ламинат под натуральное дерево). Главное правило – максимально тёмный оттенок напольного покрытия, чтобы создать контраст с мебелью, потолком и стенами. Керамическая плитка, имитирующая натуральный камень, также будет пригодной для некоторых помещений в доме.

Окна

Интерьер в голландском стиле предполагает обязательно большие (зачастую до самого пола) окна, которые не драпируются шторами или занавесками. Допускается только тонкий, светлый тюль на окнах. В комнате должно быть много света. Классические голландские окна – «в 9 стёкол», то есть разделённые решёткой на 9 частей.

Мебель

Голландский стиль подразумевает простоту, поэтому мебели должно быть немного. И вся она – немного массивная, даже отчасти грубоватая. Прямолинейный строгий стол ручной работы, такие же стулья соседствуют с деревянным шкафчиком для посуды.

За его дверцами обязательно находятся чашки, тарелки, выполненные из бело-голубого фарфора. В интерьере столовой очень уместны плетёные стулья, а для спальни подбирается более изящная мебель. Гостиная прежде всего ассоциируется с камином, там необходимо также разместить диван.

Главное – не захламлять пространство большим количеством мебели. Подбирается только то, что необходимо.

Декор и аксессуары

Предметы морской тематики – обязательный антураж интерьера в голландском стиле.

Помимо этого, хорошо впишутся сюда картины голландских художников на стенах, рога животных, оригинальные светильники, половики и ковры ручной работы.

Голландцы – ценители природной красоты, поэтому вазы, кувшины горшки с цветами должны быть во всех помещениях. Также здесь уместны такие предметы, как старинный сундук, деревянная скамья, чугунная подставка.

Голландские красоты интерьера

Обои Замбаити – простота в прекрасном.

Почему люди предпочитают модульные диваны для гостиной вы узнаете в этой статье.

Ламинат Перго: https://trendsdesign.ru/materialy/napolnye-pokrytiya/laminat/laminat-shvedskoj-kompanii-pergo.html

Выводы

Голландский стиль сочетает в себе простоту, уют, практичность и функциональность как и Романские замки. Это достаточно спокойный стиль, поэтому подойдёт людям такого же темперамента. Любителям путешествий он тоже подойдёт: создаст атмосферу вечных странствий по морям и океанам. Скандинавский стиль и голландский во многом похожи.

Сегодня голландский стиль успешно используется не только для оформления домов, дач, квартир, но также и в ресторанах, кафе, барах. Такие помещения располагают к прекрасному отдыху в атмосфере уюта и спокойствия. Кантри тоже обладает такими же успокаивающими свойствами.

Современные голландские дизайнеры | Журнал Firstkey

Голландский дизайн

«Бог сотворил Землю, а Нидерланды создали сами нидерландцы». И лукавству здесь фактически нет места, со времён Римской империи жители густонаселенных «северных земель» отвоёвывают территорию у морских пучин, ведь четверть территорий Голландии лежит ниже уровня моря на 5-7 м.

Может быть, именно благодаря воздействию этих факторов именно в этой стране сформировалась непохожая ни на кого культура.

Сегодня Голландия известна своими концептуальными и социальными дизайнерскими решениями, креативность и практичность которых поражает и заставляет прислушиваться к себе весь мир.

Несколько слов об архитектуре

Свой особый архитектурный стиль Голландия вырабатывала веками, но всегда оставалась непохожей на своих европейских соседей. Сочетая в себе умеренность кальвинизма и течения позднего Возрождения, страна сформировала собственное архитектурное направление, известное как «голландское барокко».

Больше всего в голландцах поражает способность поглощать и адаптировать иностранный опыт. И нужно заметить, что заимствование было исключительно косвенным, так как иностранцы не были задействованы в строительстве городов.

Местные жители воспринимаемые извне формы использовали только для декорирования привычной конструкции зданий в готическом стиле.

Так появилась на свет нидерландская неоготика с неоренессансными деталями, а точнее «нидерландский национальный архитектурный стиль».

Переосмысление и свежий взгляд превратили голландскую архитектуру в дизайнерское искусство уже в начале ХХ века и потрясли мир. Геррит Ритвельд шагнул на 40 лет вперед, построив свой Дом Шрёдер – чудо инженерной мысли.

Лифты для посуды и покупок, газовая плита, даже дизайн кухни в стиле хай-тек, который позже распространился по всему миру и сейчас есть в каждой квартире, родом из этого дома в городе Утрехт. Г.

Ритвельд стал архитектором города Роттердам и из руин Второй мировой войны вырос современный город из жилых комплексов и концептуальных домов.

Нынешний архитектурный стиль Роттердама широко представлен небоскребами (наивысшим является башня Маас (164,75 м), всемирно известными «кубическими домами» (1984 г., арх. Пит Блом), бизнес-сооружениями (штаб-квартира «Unilever NL»), а также символом города – мостом Эразма.

Социальный дизайн Голландии

В современной культуре Голландии именно дизайн играет основополагающую роль.

Он присутствует во всех сферах жизни, будь то предметы интерьера, общественный транспорт, плакаты для мероприятий, посуда и даже еда. Дизайн для Голландии не просто отрасль.

Это социальный инструмент взаимодействия внутри общества. Суть социального дизайна – привносить изменения в жизнь, качественно меня окружающую среду.

https://www.youtube.com/watch?v=W5LfN_POa5Y

В современном мире недостаточно просто законов, считают голландцы. Любые аспекты общественной жизни должны рассматриваться под новыми углами.

Раньше правительство вешало знаки запрета, а теперь просто делают неудобными места, куда ходить не нужно. Это и есть воздействие с помощью дизайна, и оно мягкое.

Правительство дает дизайнерам полную свободу, и никто не знает конечного результата, но все рассчитывают, что он точно превзойдет ожидания.

Уже 40 лет Голландия несет в себе особенный визуальный облик. Унифицированный фирменный стиль 175 государственных ведомств носит печать стиля студии Думбар. Голландские железные дороги, почта, полиция и муниципалитет. Дизайн яркий, провокационный и по-голландски сдержанный одновременно.

В 2004-м году правительство заказало кампанию по ребрендингу Амстердама под названием «I AMsterdam». Основная идея «Я – Амстердам» или город для людей. Графический дизайн одноименной конструкции из букв произвел фурор во всем мире и стал не просто арт-объектом, но и основной достопримечательностью города.

Еще один яркий пример из не менее яркой повседневности Нидерландов – это национальная валюта. Голландский гульден считают самой красивой денежной единицей в мире. Бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет.

Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне. Дизайн банкнот был выполнен дизайнером Ооттье Оксенааром.

На создание таких красивых денег его вдохновили игровые купюры из «Монополии». Особенно он гордится тем, что сумел поместить на банкноте то, что никто не хотел там видеть: свой отпечаток пальца, кролика подруги, и даже символ моряков – маяк.

Ему была важна свобода самовыражения и следование функциональным требованиям.

Дизайн + правительство = человек будущего

Правительство Голландии не только основной заказчик, но и главный союзник начинающих дизайнеров. Ведь для Голландцев дизайн – это не просто ваза или стул, это способ организации общества. Правительство поддерживает национальные школы дизайна, выдает субсидии, предоставляет мастерские для творчества и финансирует институты, а их в небольшой Голландии около 40.

Тандем правительства и дизайнерской среды считает своей задачей создание целостной среды способной воспитать «человека будущего». Дизайн, технологии и знания – вот на что опираются Голландские дизайнеры в процессе создания своих концептуальных, а главное, функциональных предметов быта.

О голландских дизайнерах и их творениях

Массовое производство некачественных товаров привело к серьезным экологическим проблемам. А экология и разумное потребление, то на чем зиждется мировоззрение жителей. Голландские дизайнеры предлагают миру способы решения подобных проблем.

Тиерд Винховен использует сухие пальмовые листья для производства нового материала – «пальмовой кожи». Из этого материала получаются прекрасные сумки, обложки для книг и одноразовые тапочки.

Дизайнер Дирк Вандер Кои разработал безопасный способ утилизации старых холодильников и использует переработанный материал для изготовления оригинальных предметов быта и интерьера из пластика. Ричард Хуттон делает кресла и столы из старых книг, сложенных друг на друга.

После специальной обработки они твердеют и обретают вторую жизнь. Матрасы, коврики и старую одежду Тео Реми превращает в удобные кресла, а Пит Хайн Эйк создает из промышленных деревянных отходов мебель.

Она проста, минималистична и экологически чиста, заверяет самый известный представитель экологического направления Голландии.

Современные дизайнеры стремятся изменить отношение к искусству как к декоративной роскоши, привнести искусство в жизнь каждого человека. «Отличные дизайнерские решения не должны выглядеть скучно. Они могут быть яркими и оригинальными.

Для того, чтобы придумать что-то новое, достаточно иначе посмотреть на привычные нам вещи», – считает знаменитый Марсель Вандерс. Он смешивает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями: ажурные аудиоколонки или связанная крючком настольная лампа.

Кружево – один из любимых мотивов М.Вандерса. Он считает, что дизайн должен быть близок не только городскому моднику, но и бабушке. «Я помню, что у меня есть мать и моя вещь должна ей нравиться».

Он сочетает в своей работе традиционные мотивы и формы с концептуальным подходом, привнося элементы магии в используемые материалы. Сделать хрупкое прочным, а непрактичное – практичным.

Голландский дизайн – это инновационный простой чистый стиль. Он концептуальный, индивидуальный, искренний. Искусство дизайна предназначено не для того, чтобы выбрать диван, а для того чтобы понять себя.

Дарина Фомичева

Топ 10: лучшие интерьеры нидерландов

Голландский дизайн

Заметное родство со скандинавским стилем, но при этом гораздо большая склонность к футуризму и минимализму, совершенно неожиданные дизайнерские ходы и решения и безусловная оригинальность — все это как нельзя более точно описывает современный голландский дизайн интерьеров.

Портал The Architect предлагает десятку по-настоящему интересных и оригинальных проектов интерьеров жилых домов в Нидерландах, реализованных в последние годы.

Резиденция Villa Rotterdam от Ooze (2010 г.)

Изначально эта вилла, расположенная в Роттердаме, представляла собой оригинальное здание начала 20 века с двумя совершенно разными пристройками 1991 и 2003 годов.

В итоге, стараниями архитекторов и дизайнеров из студии Ooze, Villa Rotterdam приобрела совершенно новый облик: теперь снаружи здание имеет вид традиционной голландской фермы, но с окнами необычной формы.

Внутри также произошли кардинальные изменения: виллу полностью перепланировали, креативно разделив пространство на зоны, где дизайнеры сочетали совершенно разные стили и материалы.

Подробнее об этом проекте читайте здесь.

Двухэтажный лофт Singel от Laura Alvarez Architecture (2012 г.)

Главной идеей дизайна этих апартаментов в Амстердаме стало создание непрерывного пространства. В итоге на первом этаже гостиную от прихожей отделяют раздвижные панели из орешника, а столовую от кухни — только лестница.

Кстати, именно кухня является сердцем лофта, поскольку его владелец очень любит готовить.

На втором этаже находятся две спальни и ванная между ними, а также глубокий 11-метровый шкаф, который изготавливался специально для этого проекта и играет роль одновременно  гардеробной и кладовой.

Дом H House от Wiel Arets Architects (2011 г.)

Этот футуристический дом из стекла и бетона, находящийся в Маастрихте, создавался специально для молодой и талантливой пары — актера и танцовщицы, которые также увлекаются ландшафтным дизайном и самостоятельно разбили сад за домом.

Интерьер  обозначен открытой планировкой, оформлен в светлых тонах и выдержан в стиле минимализма. Вместо несущих стен здесь использованы колонны, а все остальные стены сделаны из стекла. Приватность же достигается с помощью плотных штор.

А еще одной изюминкой этого дома является оригинальная лестница, подвешенная в воздухе.

Дом House G от Maxwan Architects (2007 г.)

Сегодня сложно поверить, что этот замечательный дом в Гельдермальсене ранее был не чем иным, как старым сараем.

Архитекторы и дизайнеры переделали здесь буквально все: изменили количество, размер и расположение окон, обновили фасад и сделали перепланировку.

Теперь в гостиной, совмещенной с кухней, владельцы дома отдыхают, принимают гостей и устраивают винные дегустации для клиентов. А главную роль здесь играет невероятная конструкция, которая одновременно является кухней, шкафом, лестницей и книжным стеллажом.

Таунхаус Black Pearl от Studio Rolf.fr + Zecc Architecten (2011 г.)

Этому дому в Роттердаме на самом деле уже больше столетия, причем 30 последних лет он и вовсе был заброшен. Но затем за него взялись талантливые дизайнеры, подарив ему новую жизнь.

Снаружи здание выкрасили в черный цвет, а внутри использовали 5 цветов (белый, черный и три оттенка серого), что позволило расставить акценты в пространстве.

После кардинальной перепланировки «Черную жемчужину» разделили на три этажа, разместив на них мастерскую, из которой есть выход в небольшой бамбуковый сад, и несколько полуоткрытых помещений (например, кухню, столовую, спальни и т. д.). А на крыше дома, откуда открывается замечательный вид на город, оборудовали джакузи.

Подробнее об этом проекте читайте здесь.

Апартаменты Church of Living от Zecc Architects (2008 г.)

В северных странах с каждым годом появляется все больше заброшенных церквей. Однако, чтобы сохранить исторические здания, их переделывают под другие цели. Так церковь Св.

Якобуса в Утрехте превратилась в жилой дом. При этом дизайнеры постарались сделать внутри как можно меньше изменений, оставив крепкий деревянный пол и двери, невероятные витражные окна, арки и колонны.

И даже церковные скамьи нашли свое применение в столовой.

Подробнее об этом проекте здесь.

Маленькая квартира от i29 Interior Architects (2010 г.)

Площадь этой квартиры в Амстердаме — всего 45 м².

Поэтому для того, чтобы создать уютное и комфортное пространство, дизайнеры сделали полную перепланировку и компактно разместили все детали интерьера.

Мебель по максимуму встроена и словно спрятана за сплошным деревянным фасадом, и лишь несколько ярких цветовых акцентов (например, зеленый диван) оживляют светлую колористическую гамму квартиры.

Дом House Village от Marc Koehler Architects (2011г.)

Этот жилой дом, расположенный в живописном месте на берегу залива в Амстердаме, раньше был большой столовой, из огромных окон которой открывался просто невероятный вид.

Переделывая здание, дизайнеры сохранили эти окна, поскольку они прекрасно вписывались в их концепцию: создать много маленьких «домов» внутри одной постройки. Теперь все жилые зоны отделены друг от друга, а пройти из одной в другую можно по своеобразным «улицам».

При этом пространство все равно остается открытым, хотя при надобности можно легко достичь полной приватности.

Дом Modern Villa от BBVH Architecten (2009 г.)

Главным отличием этой современной виллы в Гааге являются ее огромные разноуровневые террасы, ориентированные на водоем, и, конечно же, глубокий черный цвет фасада. При этом интерьер представляет собой полную противоположность экстерьеру: преимущественно белый цвет в интерьере и яркие акценты в виде картин и разноцветных диванов наполняют виллу светом и воздухом.

Подробнее об этом проекте читайте здесь.

Дом Rieteiland House от Hans van Heeswijk Architects (2011 г.)

Этот дом в Амстердаме архитектор и дизайнер Ханс ван Хеесвик построил для себя и своей семьи. Благодаря полностью стеклянному фасаду жильцы могут постоянно любоваться прекрасными видами, а при надобности спрятаться за автоматическими алюминиевыми панелями. Также ван Хеесвик воспользовался возможностью и самостоятельно создал дизайн практически всего, что находится в доме.

Подробнее об этом проекте читайте здесь.

Блог

Голландский дизайн

Да, именно – свободное. Без вмешательства в сам процесс и без диктата конечной цели?

Удивительно, но именно такая картина сложилась в Нидерландах.

Более чем другие формы искусства, графический дизайн в Голландии всегда отражал исторические, экономические и социальные условия развития страны.

Только представьте себе, что, начиная с Золотой эры датской монархии, художники и дизайнеры в Нидерландах имели серьёзную государственную поддержку и считались реальной, а не номинальной элитой! Многие крупные государственные компании и сегодня имеют специальные подразделения, работающие с дизайнерами. И при этом они не вмешиваются в творческий процесс. Просто удивительно!

А теперь бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты – гульденов. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет. Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне.

Авторы книги «Графический дизайн и идеализм» Леони тен Дуи и Анели Хаас чётко описывают позицию голландских дизайнеров касательно этого момента: «Национальный банк не считал нужным, накладывать вето на работу дизайнеров, ограничивать их действия. А дизайнеры в свою очередь пользовались полнотой этой свободы, осознавая всю меру собственной ответственности».

По словам одного из голландских дизайнеров Макса Кисмана, нидерландский дизайн является «стилем стилей», он многолик, и в этом его уникальность. Освобождение от доктрин, сочетание не сочетаемого, ирония над обыденностью – вот лишь несколько его черт.

«Официальная анархия» — так обозначил политику современного голландского дизайна обозреватель Макс Бруинсм. Анархия потому, что к графике выдвигается лишь одно требование – высокое качество творчества.

Не правда ли, хочется работать в таких условиях?!

Известный дизайнер из Амстердама Шигеру Ватано однажды заметил: «Рациональная аналитика —  вот тот принцип, который правит голландским дизайном». Да, он, несомненно, был прав. Но, замечу, что лишь отчасти.

Вырастая из «коротких штанишек» пуританской типографической традиции, голландский дизайн становился независимым — свободным от шаблонов и условностей. И постепенно стал таким, каким его знает сегодня весь мир.

Современный голландский дизайн не столько сухо информативный, как может показаться на первый взгляд, сколько личностный.

Графика дарит эмоциональность, остроту переживаний и максимально персонализированный смысл. Наиболее яркие личности в современном голландском графическом дизайне: Irma Boom, Gert Dumbar, Mieke Gerritzen, Martin Majoor, Paul Mijksenaar, Just van Rossum, Erik van Blokland.

Посмотрите на повседневную жизнь голландца.

Влияние на неё дизайна невозможно оставить незамеченным! Везде – на типографических плакатах, приглашениях на торжественный приём, листовках, буклетах, почтовых марках, упаковках для печенья — изображения стали яркими, образными, глубоко личностными. Вызвать импульс, врезаться в память, затронуть самые глубокие струны души, но сделать это индивидуально, по-своему – вот чего добивался каждый голландский дизайнер.

А вы знаете, как органично соединить традиции и новаторство, слово и образ, общество и личность, догмы и анархию? Вот здесь, по этому лезвию и балансировал голландский дизайн. Он сам нашёл эту точку  равновесия между экспрессионизмом и функционализмом, и сумел не только удержаться на ней, но и уверенно пройти через весь двадцатый век.

Сегодня существование небольших дизайн студий оказывается возможным благодаря системе грантов как государственных, так общественных или частных.

К примеру, BKVB «The Netherlands Foundation for Visual Arts, Design and Architecture» — Голландский фонд изобразительного искусства, дизайна и архитектуры за последние несколько лет профинансировал работу более, чем 5000 художников, полностью покрыв их ежедневные расходы и освободив их от необходимости добывать хлеб насущный. Качественный дизайн пронизывает повседневную жизнь Голландии насквозь.

Так чему же мы можем поучиться у голландских дизайнеров?

Мне кажется, в первую очередь – ответственности и свободе. А ещё  — умению соединять несоединимое. А вы как считаете?

Интересная ссылка по теме:

We Are The World - designed by Experimental Jetset

Голландские дизайнеры творят или Dutch Design

Голландский дизайн

В королевстве Нидерланды на территории 41,5 тыс. кв. км. проживает около 17 миллионов человек. Это одна из самых густонаселённых стран мира с плотностью населения около 400 человек на квадратный километр.

Голландцы – на самом деле надо говорить нидерландцы – здоровая, работящая нация, привыкшая постоянно противостоять силам природы, ведь большая часть их территории находится ниже уровня моря.

Для них нормально все время отвоёвывать сушу у моря. Люди осушают участки и рационально используют их. Страна по масштабам сравнимая с половиной Тверской области, занимает второе место среди мировых поставщиков продуктов питания. Голландия также экспортирует 2/3 мирового объема живых растений.

Жители ценят и рачительно используют каждый клочок своей земли, берегут её. В стране около трёх десятков государственных национальных парков и заповедников (почти 130 тыс. га).

Существует ли голландский стиль?

Однозначного ответа нет. Хотя существовало такое понятие как нидерландская готика, в стиле которой построены были города 16-19 веков.

В более узком смысле это просто стиль жизни. А его определяет главная национальная черта – прагматичность во всем, от семейного бюджета до государственной политики.

Про Дизайн

В конце 20 века двигателем здешней экономики стал дизайн, а столицей голландского дизайна – город Эйндховен.

В маленьких Нидерландах 13 школ дизайна, но главной кузницей кадров является Академия дизайна в Эйндховене, которой в 2017 году исполнилось 70 лет.

Знаменита Голландская неделя дизайна (DDW), которую ежегодно посещают около 200 000 человек, а участвуют до 2000 авторов.

Голландские дизайнеры поистине обласканы судьбой. Чиновники дотируют стартапы, дарят или отдают в аренду за символическую плату просторные мастерские. Это целая индустрия.

Свою революционную мебель голландцы производят в собственных цехах из вторсырья, в этом суть их фирменного стиля.

Принципы создания этих предметов: использование инновационных технологий, максимальная экологичность производства, повторная переработка материалов.

Экономные голландцы мастерски применяют необычные материалы. Их продукты отличаются гениальной простотой, оригинальностью и изрядной долей юмора. Соотечественники с энтузиазмом воспринимают их творения и готовы платить большие деньги за табуреты и столы из старых досок.

А вам понравилась бы мебель и ковры из переработанных сосновых иголок или кресло из старых одеял?

Dutch Design популярен с 1990-х годов. Серьезный прорыв был осуществлён таким объединением, как Droog. Эта студия создаёт объекты один удивительнее другого.

Так, Тейо Реми представил публике тряпичное кресло Droog из старых одеял.

Хелла Йонгериус выбрала для своей работы вполне новые материалы, но и здесь не обошлось без юмора. Дело в том, что этот диван называется Polder. А польдер в Голландии — осушенный и возделанный участок земли, или попросту поле.

Стол Frog от Хеллы Йонгериус

С помощью 3D принтеров они печатают свои произведения – лампы, вазы и даже кресло Endless из пластиковых частей старого холодильника.

Голландские дизайнеры верят, что в будущем ценность предмета будет зависеть не от материалов, пусть даже дорогих или передовых. Главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта.

«Хорошему повару рецепт не нужен, – говорит дизайнер Мартен Баас, – Я не делаю эскизов, просто придумываю то, что хочу получить, и – за дело. В коллекции Clay я сам все вылепил из глины, поэтому двух одинаковых предметов нет.

Cерия стульев и кресел Clay. Металлический каркас, пластик. Ручная работа Treasure – это вещи, сделанные из отходов мебельного производства. Я собираю рухлядь по барахолкам и составляю из нее пирамиды. Предметы меняют свое назначение: скрипка становится вешалкой, кресло – полкой».

Ппотолочные и напольные светильники Das Pop Light от Мартина БаасаКовер Ciliophora для Nodus от него жеКомод Chest of Drawers. Автор Тейо РемиСтул Carbon Ballon, Personal Editions от Марселя ВандерсаСветильник Eye Shadow, Cappellini от него же

На его визитке написано «Дизайнер новой эры».

Марсель Вандерс настоящий гуру дизайна. Он творит вот уже 25 лет. «Дизайнер – это человек, который очень хорошо чувствует время. Из каждой эпохи он берет лучшее и переносит его в вещи, которые создает.

Многие из тех, кто называет себя дизайнерами, живут только настоящим. Они не понимают, что тем самым ограничивают себя, загоняют в рамки. Они больше заботятся о функциональности предмета, а ведь вещь в первую очередь должна быть красивой!».

«Когда Пикассо рисовал, он рисовал не миллионы долларов, он рисовал свои мысли и чувства. Так же и я. Я создаю идеи, вызываю эмоции».

Интерьеры и вещи, придуманные Мастером:

Личный опыт: впечатления от Голландской недели дизайна

Голландский дизайн

​Фестиваль в Эйндховене​ совсем не похож на недели дизайна в Лондоне или Милане: он не про форму, эстетику, тренды, хотя и про них тоже, он про самый наукоемкий дизайн, про самые необычные междисциплинарные эксперименты и про будущее, которое нам и не снилось. Только часть проектов можно «увидеть», многие придется изучить, обсудить, понять. Узнали, как это удалось тем, кто в этом году оказался в Эйндховене впервые, и добавили рекомендации на будущее от завсегдатая DDW Ольги Косыревой. 

Ольга Косырева дизайн-критик, лектор, организатор дизайн-туров

Первое, что нужно знать о Голландской неделе дизайна, – это именно неделя дизайна, а не мебельная ярмарка, как Maison & Objet и iSaloni. Отсюда – другой формат и более разномастная аудитория.

Dutch Design Week охватывает весь город, и хотя ключевые локации известны, никакого центрального выставочного павильона здесь нет. Отсюда – некоторая сложность в навигации. Разобраться самому, что к чему, может быть проблематично, если едешь в первый раз.

К тому же современный дизайн часто требует разъяснений – он не столько про красивую форму, сколько про необычные технологии и неожиданные материалы, про смыслы.

В отношении используемых технологий и материалов магистральных направления два: новые технологии и материалы и, напротив, самые привычные, даже бросовые, материалы (бумага, картон, стекло, керамика).

Из первых все более широкое применение находят биоразлагаемые пластики (о которых два года назад мы еще и не слышали). Их берут за основу пластичных и прочных вещей с экологически безвредным и даже ценным наполнением.

В этом году мне встретились стулья из биопластика и сена, биопластика и старых джинсов, старой военной формы, вышедшей из строя униформы стюардесс KLM и т.д.

Инновационный материал «литопласт» дизайнера Шаха Ливн

Самые интересные разработки представляют на выставке Dutch Design Award – лучшего в голландском дизайне за год.

Кроме того, обязательно стоит сходить на ежегодную выставку работ выпускников Эйндховенской академии дизайна, заглянуть в студию голландских дизайнеров Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвика. Визит к ним всегда – как погружение в сказку.

Кики творит свои волшебные миры из лепестков, травинок, колокольчиков, сказочных домиков, и прочих чудес. Йост более технологичен, и его вещи сделаны из проволоки, листов рваного железа, грубой неглазурованной керамики, старых индустриальных приборов и так далее.

В этом году они переехали в новое помещение, где и студия для работы, и выставочное пространство, и магазин, и офис – можно увидеть не только готовые дизайнерские решения, но и весь процесс работы.

В отличии от мебельных салонов, Dutch Design Week рассчитана, в первую очередь, не на иностранную публику, а на самих голландцев, и их здесь больше всего, в том числе далеких от дизайна.

Приятно наблюдать, как воскресным утром в мебельный шоу-рум приходят бодрые старички и родители с детьми в колясках – чтобы просто хорошо провести время. Впрочем, русские в Эйндховен тоже приезжают: в прошлом году я видела преподавателей Строгановки, а в этом – уже их студентов.

Я сама четвертый год собираю неравнодушных в дизайн-тур на Dutch Design Week – желающие всегда есть.

Кровать для больниц и лагерей беженцев Ирис Мюрил Ван Хаутен

Ольга Эшби дизайнер (Лондон, Москва)

В этом году я впервые отправилась на DDW и была откровенно мало подготовлена к тому, что я на ней увижу.

К событию я отнеслась совершенно так же, как и ко всем другим неделям дизайна, проходящим в Милане, Париже и Лондоне, но голландская неделя дизайна — мероприятие совсем другого формата.

Выставок, к формату которых мы так привыкли, здесь не существует: все события проходят на отдельно действующих площадках, связанных общей идеей и заданной темой.

DDW совершенно точно сломает ваши стереотипы и вывернет наизнанку все представления о дизайне как о мягкой и комфортной среде обитания наших клиентов или о средстве самовыражения нашего эстетического «я» при помощи модной в этом сезоне мебели. Здесь все это вторично.

На первый план выходит движение прогресса в сфере изобретения новых материалов, переработки мусора в полезное и нужное, расширения сознания при взгляде на простые вещи. Технологии производства здесь ушли далеко вперед.

Некоторые дизайнеры призывают перестать печатать всякую ерунду на 3D-принтере (в то время как я его видела только в интернете), а поиск альтернативного источника энергии — дело совсем обыденное.

Если вас интересуют социальные проекты, изучение природных материалов и грамотное использование ресурсов, вам в Эйндховене точно понравится.

Парковочный механизм для велосипеда от Милау Бергс

Ожидать люксовые бренды точно не стоит: голландцы о них даже и не думают – даже по городу они разъезжают на велосипеде, а самая дорогая машина в Эйндховене – Volvo, но и она предоставлена спонсорами недели дизайна. Дорогие вещи есть, но это сплошь авторское, произведено интересным способом или несет в себе какие-то инновации.

Одним из самых ярких моментов недели для меня стал просмотр работ выпускников Академии дизайна в Эйндховене. Огромное количество интересных работающих идей от только что закончивших институт учеников я увидеть не ожидала.

Откидная кровать для больниц и лагерей беженцев, созданная студенткой Ирис Мюрил Ван Хаутен, не просто функциональна, но и красива, а главное, удобна ( я не удержалась и проверила).

Парковочный механизм для велосипеда от Милау Бергс, который до момента использования скрыт под землей, был бы необыкновенно полезен в Лондоне и в парках Москвы.

Из того, что я бы сразу купила для себя, — приборы для еды Роксаны Брэннан, призванные подарить новые ощущения от хорошо знакомых блюд, в еще тактильные и чувственные статуи от ​Флёр Хюллеман​. На них просто приятно смотреть и, конечно, трогать.

«Обеденные игрушки» Роксаны Брэннан

https://www.youtube.com/watch?v=5bcDyf36IQM

Кроме локаций недели дизайна, несомненно, стоит обратить внимание на собор Святой Екатерины​ с очень современными витражами в духе Пикассо, а еще – на здание Музея ван Аббе: его архитектура лично меня по-настоящему порадовала.

Елена Риман дизайнер (Самара)

До Голландской недели дизайна я уже была на imm Cologne, iSaloni, BAU, но вот в Эйндховене оказалась впервые.

Чтобы вычленить из общего объема информации самое важное и успеть посмотреть самое интересное, нужно быть супергероем, поэтому я твердо убеждена, что на любую выставку, особенно если собираешься туда впервые, стоит ехать с профессионалом – так я оказалась в составе группы Ольги Косыревой.

Сумки из «альтернативной кожи» Билли ван Катвейк

Сам по себе Эйндховен – городок небольшой и спокойный, но на время DDW он превращается в большой дизайнерский Диснейленд.

Раньше большую часть города занимали заводские и складские помещения компании Philips, но когда производство перевели в другие страны, все эти помещения остались пустовать.

Стоимость аренды была минимальной, и скоро бывшие склады начали занимать «свободные дизайнеры», сначала выпускники местной академии дизайна, а потом и все, кто видел свое предназначение в том, чтобы заниматься этим делом.

Голландская неделя дизайна сегодня – это разбросанные по карте города объекты, которые воплощают различные дизайнерские идеи: материалы, технологии, мысли, предметы.

Хотя город сам по себе и небольшой, расстояния между точками приличные – ориентироваться можно по выпущенной к событию карте с удобной нумерацией.

Это самое большое отличие DDW от мебельных ярмарок вроде iSaloni, где все экспонаты собраны на одной гигантской площадке и нужно только переходить из павильона в павильон.

Вместе с тем, ехать на голландскую неделю дизайна стоит не за новыми брендами и конкретными коллекциями,а за вдохновением и свежими идеями. Я бы сказала, что приезжать в Эйндховен надо в моменты творческого кризиса, чтобы посмотреть на дизайн под новым углом, расширить свое дизайн-сознание. Для меня, по крайней мере, это сработало на все сто.

Анастасия Мамаева дизайнер (Иркутск)

Это была моя первая поездка в Голландию, и я никогда раньше не ездила ни на дизайнерские ярмарки, ни на недели дизайна, за исключением разве что I Saloni WorldWide Moscow.

Другого опыта поездок, связанных с дизайном, у меня никогда не было, поэтому из Эйндховена я привезла массу впечатлений. Во-первых, меня очень впечатлил подход голландцев к дизайну.

Они активно работают с переработанными материалами, делают прекрасную мебель и предметы из отходов производства.

Во-вторых, они используют преимущественно экологичные материалы – придумали даже биоразлагаемый пластик – и, в-третьих, в каждом таком проекте есть определенная социальная польза, большой смысл и философия. В большей степени современный голландский дизайн направлен на то, чтобы перерабатывать то, что было создано ранее, но потеряло актуальность, и улучшать таким образом жизнь людей.

Книга «Death Education» студентки Союнг Лим

Настоящим открытием для меня стала выставка студенческих работ Эйндховенской академии, в области дизайна одной из лучших в мире.

Книги, рассказывающие детям о теме смерти, потрясающие качеством дизайна очень комфортные жилеты для капельниц вместо привычного штатива на колесиках, специальные тренажеры для людей с болезнью Альцгеймера, удобная для вылизывания посуда, которая дарит незабываемый эмоциональный опыт – где еще увидишь такое? Для человека с российским менталитетом каждый такой проект – поразительное открытие, которое заставляет пересмотреть свое видение дизайна в целом, и я думаю, что Неделя дизайна в Эйндховене это очень желательный опыт для вообще каждого дизайнера, но в особенности предметника: никто не вкладывает в предмет больше смысла, чем это делают голландцы.

Фото на обложке: в студии Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвика

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.